Смоленское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Рославльского района" |
24.04.2017 16:22Программа «Содействие занятости населения Рославльского района Смоленской области на 2012-2014 годы»
УТВЕРЖДЕНА |
|||||||
приказом |
СОГКУ «Центр занятости |
||||||
населения Рославльского района» |
|||||||
|
М.В. Тимофеев |
||||||
« |
24 |
» |
ноября |
2011 г. № |
62-ОД |
||
ПРОГРАММА
«Содействие занятости населения на территории муниципального
образования «Рославльский район» Смоленской области»
на 2012 – 2014 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
программа «Содействие занятости населения на территории муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области» на 2012 - 2014 годы (далее – Программа) |
Основания для разработки Программы |
- Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», - Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 36 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения», - постановление Правительства от 25.05.1994 № 533 «О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность», - постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 888 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год», - постановление Правительства Российской Федерации от 09.102012 № 1031 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2013 год», - приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, - приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 № 485 «Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан» (в редакции приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.09.2006 №624), - Указ Губернатора Смоленской области от 12.04.2007 №1 «Об организации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Смоленской области», - областной закон от 14.10.2004 №57-з «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов», - постановление Администрации Смоленской области от 28.12.2006 № 473 «О Департаменте государственной службы занятости населения Смоленской области» |
Заказчик Программы |
Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области |
Разработчик Программы |
СОГКУ «Центр занятости населения Рославльского района « Смоленской области (далее – служба занятости населения) |
Основные цели и задачи Программы |
Основными целями Программы являются: - снижение напряженности на регулируемом рынке труда муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области (далее – муниципальный район); - обеспечение потребности муниципального района в трудовых ресурсах; - обеспечение социальной защиты граждан от безработицы. Основными задачами Программы являются: - содействие безработным в поиске работы; - содействие занятости за счет предоставления возможности повышения квалификации (переквалификации) безработным гражданам; - эффективное содействие в самозанятости; - информирование населения и организаций о состоянии рынка труда и организация ярмарок вакансий; - работа с предприятиями по подбору трудовых ресурсов; - увеличение миграционного прироста в муниципальном районе; - социальная поддержка безработных граждан |
Целевые показатели Программы |
Целевыми показателями Программы являются: - снижение уровня безработицы в муниципальном районе (по методологии Международной организации труда) в среднем за год 2012 год – на 4,9 %, 2013 год – на 4,8 %, 2014 год - на 4,7% экономически активного населения; - снижение напряженности на регистрируемом рынке труда 2012 год – 1,7, 2013 год – 1,83, 2014 год – 1,85 человека на вакансию; - увеличение полноты заполнения вакантных рабочих мест заявленных работодателями в органы службы занятости 2012 год – 70%, 2013 год - 70%, 2014 год – 71%. |
Характеристика программных мероприятий
|
Мероприятия Программы, которые в соответствии со статьей 7.1. Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» направлены на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечивают создание условий регулирования ситуации на рынке труда, сочетающей экономические и социальные интересы работника, работодателя, потребности развития экономики на основе повышения качества свободной рабочей силы; снижение социальной напряженности, посредством применения эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу; смягчение последствий долговременной безработицы отдельных категорий граждан; создание цивилизованных трудовых отношений. К программным мероприятиям относятся: 1. организация и проведение мероприятий по содействию трудоустройства граждан, путем: - информирования населения и работодателей о положении на рынке труда, а также организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; - содействия трудоустройства на постоянную работу (свободные рабочие места), а также содействие самозанятости безработных граждан; - содействия трудоустройства на временные работы; - профориентации и профессионального обучения безработных граждан; - содействия гражданам в переселении для работы в сельской местности; - организация и проведение мероприятий по содействию трудоустройству граждан, путем профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; содействия безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости. 2. Социальная поддержка безработных граждан, путем: - выплаты пособий по безработице; - выплаты стипендий в период профессионального обучения по направлению службы занятости населения; - возмещение затрат Пенсионному фонду РФ за выплаченные пенсии, назначенные безработным гражданам досрочно. |
Срок реализации Программы |
2012 – 2014 годы |
Исполнитель Программы |
СОГКУ «Центр занятости населения Рославльского района « Смоленской области |
Объемы и источники финансирования Программы
|
- общий объем финансирования Программы составит: 2012 год – 39032,39 рублей, в том числе: - средства федерального бюджета – 17581,0 рублей; - средства областного бюджета – 9591,87 рублей; - привлекаемые средства – 2267,65 рублей; из них: - средства местного бюджета – 864,16 рублей; средства предприятий – 1403,49 рублей 2013 год – 30603,32 рублей, в том числе: - средства федерального бюджета – 17935,10 рублей; - средства областного бюджета – 10132,58 рублей; - привлекаемые средства – 2535,64 рублей; из них: - средства местного бюджета – 985,44 рублей; - средства предприятий – 1550,2 рублей 2014 год – 30553,03 рублей, в том числе: - средства федерального бюджета – 17903,08 рублей; - средства областного бюджета – 10114,36 рублей; - привлекаемые средства – 2535,59 рублей; из них: - средства местного бюджета – 985,38 рублей; - средства предприятий – 1550,21 рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели её социально-экономической эффективности
|
В ходе реализации мероприятий Программы предполагается достичь следующих конечных результатов: - оказать содействие в трудоустройстве на постоянную работу (свободные рабочие места) 2012 год -1507, 2013 год - 1525, 2014 год - 1527 человек; - оказать содействие в трудоустройстве на временную работу 2012 год - 482, 2013 год - 547, 2014 год - 547 человек; организовать: - профессиональное обучение 2012 год - 149, 2013 год - 152, 2014 год - 142 безработных граждан; - профориентационные услуги 2012 год - 1680, 2013 год - 1530, 2014 год - 1460 гражданам, в том числе провести социальную адаптацию 2012 год - 100 человек, 2013 год – 106 , 2014 год – 100. - обеспечить государственными услугами по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда 4150 человек, из них 630 человек через участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест (ежегодно); - оказать социальную поддержку для 2012 год - 1371, 2013 год - 1329, 2014 год - 1224 безработным гражданам; - оказать ежегодно не менее 5 безработным гражданам содействие в самозанятости, в том числе в 2012 году оказать единовременную финансовую помощь 3 безработным гражданам при их регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства; - организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в 2012 году 9 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в 2013 - 2014 годах для 6 женщин. Показателями социально-экономической эффективности Программы являются: - уровень трудоустройства граждан обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы 2012 год - 64,4, 2013 год - 64,4, 2014 год - 65,6 процента; - доля безработных состоящих на учете в службе занятости более 1 года 2012 год - 7,3, 2013 год - 7,2, 2014 год - 7,1 процента; - доля из числа безработных, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 2012 год - 11,7, 2013 год - 11,4, 2014 год - 11,6 процента; - доля трудоустроенных граждан, из числа прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 2012 год - 55,0, 2013 год - 56,0, 2014 год - 57,0 процента; - доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в службу занятости с целью поиска подходящей работы 2012 год - 24,2, 2013 год - 24,3, 2014 год - 24,4 процента; - коэффициент прироста (убыли) экономически активного населения за счет привлечения трудовых мигрантов 0,09 процента; - не допустить повышения уровня регистрируемой безработицы в среднем по муниципальному району свыше 2012 год – 1,33%, 2013 год – 1,25% , 2014 год – 1,16% от численности экономически активного населения; - окупаемость финансовых затрат направленных на трудоустройство граждан, обратившихся в службу занятости, превысит выделенные средства в 2012 году - в 3,69 раза, в 2013 году – в 4,87 раза, в 2014 году – в 5,97 раза. |
Раздел 1. Обоснование необходимости разработки Программы
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в целях создания условий для регулирования ситуации на рынке труда, сочетающей экономические и социальные интересы работника, работодателя, потребности развития экономики на основе повышения качества свободной рабочей силы; снижения социальной напряженности, посредством применения эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу; смягчения последствий долговременной безработицы отдельных категорий граждан; создания цивилизованных трудовых отношений.
Необходимость разработки Программы обусловлена тем, что на рынке труда муниципального района доминируют проблемы спроса на рабочую силу, недостаточным объемом которого предопределяются скрытая и явная (в том числе регистрируемая) безработица. Сложившаяся структура спроса на рабочую силу (система рабочих мест) не соответствует задачам социально-экономического развития муниципального района.
Произошедшие за последние годы изменения в экономике муниципального района сказались как на количественной, так и на качественной характеристике занятых граждан.
Для рынка труда муниципального района (2012-2014 годы) характерно следующее:
1) превышение численности выбывающих с предприятий и организаций работников над численностью принятых на работу. Так, на предприятиях и в организациях с начала года выбытие работников компенсировалось приемом новых кадров лишь на 42%. Число работников, выбывающих по собственному желанию, почти в 7 раз превышает число выбывающих в связи с сокращением численности персонала.
2) высвобождение работников предприятий и организаций. С 2008 по 2011 год численность высвобождаемых работников оставалась на уровне 1,88 % от числа работников, выбывших с предприятий и организаций муниципального района.
Таким образом, основным препятствием на пути стабилизации положения на рынке труда является не столько дефицит вакансий, как таковых, сколько отсутствие среди них рабочих мест, обеспечивающих постоянную работу и достойную заработную плату, на которую соглашаются наши безработные.
Основными клиентами службы занятости населения продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу вследствие низкой квалификации, малого трудового стажа: граждане предпенсионного возраста и отдельные категории граждан (молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, женщины, имеющие детей, инвалиды, беженцы и вынужденные переселенцы, освобожденные из мест лишения свободы и другие) с низкой конкурентоспособностью и трудовой мобильностью.
На основании проведенного анализа работы службы занятости населения, изучения тенденций в демографическом, социально-экономическом развитии муниципального района составлен прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2012 - 2014 годы.
Согласно прогнозу рабочей силы, на рынок труда в 2012 году попадет 6755 человек, в 2013 году 5980 человек, 2014 году – 5825 человек.
Спрос на рабочую силу составит 2012 год - 3974 человека, 2013 год – 3265, 2014 год – 3148 человек, в том числе: на замену выбывших по причинам текучести кадров не связанным с сокращением соответственно 3518, 2807, 2667 человек.
Предложение рабочей силы превысит спрос на неё соответственно 2782, 2715, 2677 человек.
Наличие безработицы на рынке труда изменили требования к качеству рабочей силы. Работники с низкой квалификацией или узкой специализацией имеют меньше шансов найти новое рабочее место.
В целом ожидаемые изменения в численности и структуре населения в 2012-2014 годах приведут к сохранению высокого спроса на рабочие места. Степень сбалансированности спроса и предложения рабочей силы улучшится, общий уровень безработицы предположительно составит в среднем за 2012 год - 6,2%, 2013 год – 6,0%, 2014 год – 5,9% от экономически активного населения.
Предполагается, что часть населения, попадающего на рынок труда, будет самостоятельно искать работу, а другая воспользуется услугами службы занятости населения. Учитывая тенденцию к увеличению востребованности услуг службы занятости среди населения, ожидается, что в 2012 году по вопросу трудоустройства обратится 3000 человек, 2013 год – 3040 человек, 2014 год – 2988 человек.
В течение последних лет через службу занятости населения ежегодно трудоустраивается более 2,0 тыс. человек.
Раздел 2. Основные цели и задачи Программы
Комплексное решение проблем в сфере труда и занятости населения строится на базе областной и местных систем социально-экономического управления, на принципах социального сотрудничества с учетом созидательного потенциала заинтересованных сторон и сложившейся в муниципальном районе социально-экономической ситуации.
В настоящей Программе предусматриваются организационные, экономические и методологические меры по обеспечению занятости населения муниципального района, которые направлены на достижение основных целей:
1) снижение напряженности на регулируемом рынке труда муниципального района;
2) обеспечение потребности муниципального района в трудовых ресурсах;
3) обеспечение социальной поддержки безработных граждан.
Цели Программы соответствуют целям социально-экономического развития муниципального района.
При определении основных направлений региональной политики на рынке труда следует иметь в виду, что эти проблемы являются производными от общей социально-экономической ситуации муниципального района и принимаемых мер по регулированию и реструктуризации экономики.
Достижение этих целей в предстоящий период предполагается реализовать посредством решения взаимоувязанных задач, каждая из которых получит разрешение через выполнение совокупности мероприятий (программ) направленных на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для достижения цели 1. – снижение напряженности на регулируемом рынке труда муниципального района предстоит решить следующие задачи:
1. Содействие безработным в поиске работы, через:
- предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы;
- социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда;
- организацию общественных работ;
- организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
- организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
2. Содействие занятости за счет предоставления возможности повышения квалификации (переквалификации) безработным гражданам, путем:
- организации профессиональной ориентации граждан и психологической поддержки безработных граждан;
- организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
3. Эффективное содействие в самозанятости;
4. Информирование населения и организаций о состоянии рынка труда и организация ярмарок вакансий.
Достижение цели 2. – обеспечение потребности муниципального района в трудовых ресурсах – будет обеспечено через решение следующих задач:
1. Работа с предприятиями по подбору трудовых ресурсов.
2. Увеличение миграционного прироста в муниципальном районе.
Достижение цели 3. - социальная поддержка безработных граждан будет осуществляться через реализацию следующих мероприятий:
- выплату пособий по безработице безработным гражданам, в том числе в период временной нетрудоспособности;
- выплату стипендий гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости;
- назначение безработным гражданам пенсии досрочно;
- выплата материальной помощи безработным гражданам и гражданам, проходящим профессиональное обучение по направлению органов службы занятости.
Для повышения эффективности реализации в полном объеме переданных полномочий в области содействия занятости населения, а также выполнения основных целей и задач, определенных в Программе, предполагается провести мероприятия по внедрению информационных технологий.
Решение этих задач позволит достичь следующих целевых показателей Программы:
1. Снижение уровня безработицы в муниципальном районе (по методологии Международной организации труда) в среднем за год до 4,9 – 4,7 процентов экономически активного населения.
2. Снижение напряженности на регистрируемом рынке труда до 1,7 – 1,65 человек на вакансию.
3. Увеличение полноты заполнения вакантных рабочих мест заявленных работодателями в органы службы занятости до 70 процентов.
Раздел 3. Целевые показатели Программы
Цель 1. Снижение напряженности на регулируемом рынке труда муниципального района
Достижение этой цели предполагается осуществить путем решения четырех задач:
1.1. содействие безработным в поиске работы;
1.2. содействие занятости за счет предоставления возможности повышения квалификации (переквалификации) безработным гражданам;
1.3. эффективное содействие в самозанятости;
1.4. информирование населения и организаций о состоянии рынка труда и организации ярмарок вакансий.
В 2012 - 2014 годах в качестве основных принципов направлений работы при решении этих задач являются:
- реализация программ содействия трудоустройству граждан на постоянную работу, обеспечивающую заработную плату не ниже величины прожиточного минимума, исчисленной в Смоленской области в установленном порядке;
- дифференцированный подход к реализации программ временной занятости (организация общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет). Т.е. средства, выделяемые для финансирования указанных программ, будут дополнительно направляться для организации временной занятости в районы с напряженной ситуацией на рынке труда;
- ориентация на решение наиболее актуальных проблем в сфере содействия занятости населения: безработица среди молодежи, в том числе среди выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений; безработица на селе.
Задача 1.1. Содействие безработным в поиске работы.
Основные мероприятия службы занятости населения по содействию в трудоустройстве населения будут направлены на совершенствование работы по налаживанию непосредственных контактов с работодателями и пополнению банка вакансий, проведению активных мер по сокращению времени поиска гражданами подходящей работы и периода безработицы.
Успешной реализации поставленной задачи должен способствовать систематический контроль за ситуацией на рынке труда района, и в первую очередь за движением и ротацией кадров на предприятиях, а также реализацией национальных и инвестиционных проектов предусматривающих создание новых рабочих мест.
Для выполнения запланированных показателей по трудоустройству населения предусматривается реализовать следующие Программы:
1.1.1. предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы;
1.1.2. социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
1.1.3. организация общественных работ;
1.1.4. организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
1.1.5. организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
1.1.6. организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Таблица № 1
Показатели, характеризующие результаты реализации мероприятий содействия безработным в поиске работы:
№ п/п |
Наименование показателя |
2010 (факт) |
2011 (ожидаемое) |
2012 (прогноз) |
2013 (прогноз) |
2014 (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Численность граждан, трудоустроенных службой занятости, человек |
2019 |
1965 |
1989 |
1957 |
1959 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1.1. |
- на постоянную работу, тыс. человек |
1454 |
1500 |
1507 |
1525 |
1527 |
1.2. |
- на временную работу |
565 |
465 |
482 |
547 |
547 |
2. |
Изменение (сокращение) уровня безработицы обусловленного трудоустройством |
5,6 |
4,9 |
4,9 |
4,8 |
4,7 |
Программа 1.1.1. Предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы
Организация работы с безработными гражданами по этой Программе будет осуществляться в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 3 июля 2006 года № 513.
Подбор гражданам варианта подходящей работы будет осуществляться с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка по последнему месту работы, рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, транспортной доступности рабочего места, пожеланий гражданина к искомой работе (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия (специальность)), а также требований работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника.
В целях повышения эффективности трудоустройства граждан ищущих работу будет использоваться:
- интенсивный поиск вариантов работы в первые 10 дней с момента обращения граждан в службу занятости населения с применением плана самостоятельного поиска работы;
- групповой метод работы (консультации, собеседования) с гражданами, объединенными по профессиональному или возрастному признаку;
- реализация специальных мероприятий, усиливающих мотивацию к трудовой деятельности и повышающих потенциал трудоустройства;
- совершенствование работы по подбору рабочего места для граждан, ищущих работу, в соответствии с запросом работодателя, повышая их заинтересованность в ее активном поиске;
- формирование полного банка вакансий. Информационный обмен данными о вакансиях;
- организация работы и осуществление специалистами службы занятости населения подбора вакансий для граждан, ищущих работу, и необходимых работников для работодателей;
- совершенствование действующего порядка и технологий работы службы занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве.
Таблица № 2
Показатели, характеризующие результаты реализации Программы:
№ п/п |
Наименование показателя |
2010 (факт) |
2011 (ожидаемое) |
2012 (прогноз) |
2013 (прогноз) |
2014 (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Численность граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы, человек |
3493 |
3098 |
3000 |
3040 |
2988 |
2. |
Численность граждан, трудоустроенных службой занятости, человек |
2019 |
1965 |
1989 |
1957 |
1959 |
3. |
Уровень трудоустройства граждан обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы, % |
|